Персеполь – жемчужина Персии

Персеполь - древнеперсидский город, возникший в 6 - 5 ст. до н. э., столица огромной империи Ахеменидов.

Персеполь, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находится на расстоянии 60 км к северу от Шираза, примерно в 900 км к югу от Тегерана. В Персеполе сохранились остатки дворцового комплекса, культовых сооружений и многое другое. Сейчас развалины Персеполя представляют собой огромный дворцовый комплекс площадью 135000 м2 на высокой платформе. В пяти километрах от Персеполя находятся царская гробница Накше-Рустам. Знамениты также скальные рельефы в Накше-Рустам и Накше-Раджаб. В Персеполе был водопровод и канализация, при его строительстве не использовался труд рабов.

В 70 км к северо-востоку от Персеполя находится предыдущая столица Персии Пасаргады. В Персеполе сохранились руины многих сооружений древнего периода, наиболее знаменит дворец Ападана с церемониальным залом с 72 колоннами.

Руины Персеполя

Сохранившиеся и по сей день руины Персеполя, несмотря на их размеры, дают лишь весьма слабое представление о великолепии и богатстве этой древней царской резиденции. Многое становится ясным из описания греческого историка Плутарха: он пишет, что Александру Великому, завоевавшему Персеполь в 330 г. до н. э., понадобилось 10 000 мулов и 5000 верблюдов, чтобы вывезти все сокровища. Богатства эти принадлежали династии Ахеменидов, а Персеполь являлся одной из трех их столиц.

Богатства в сокровищнице Персеполя хранились немалые. Прекрасные ювелирные изделия, бесценные произведения искусства и многие другие дары - все пополняло казну персидских правителей. Так, греческий историк Диодор пишет, что во время завоевания Ахеменидами Египта из резиденции фараонов были изъяты многочисленные предметы из драгоценной слоновой кости, золотые и серебряные сосуды, скульптурные фигурки Исиды и других богов Древнего Египта, а также прекрасные алебастровые вазы. Многое стало достоянием персидских царей и хранилось в Персеполе. Здесь же оказались кубки хеттских царей и кубок ассирийского царя Ашшурбанипала.

История

Пасаргады были столицей Империи Ахеменидов при персидском царе Кире Великом, однако уже Кир стал оборудовать Персеполь для новой столицы, город был основан около 560 г. до н. э. Царь Дарий I перенёс сюда столицу после 520 г. до н. э., затеяв массивное строительство.

Рельеф – царь Дарий Великий на троне

Город строили по плану: каменные здания, сооруженные по приказу Дария I, должны были быть квадратными и строго привязанными к прямоугольной системе координат. Отдельные постройки соединены площадями. Город возводился на каменной платформе, специально для этого созданной. Он получил название Парсокарта - «город персов» или, как его называли греки, Персеполь.

Основные строения располагались на большой, имеющей почти прямоугольную форму платформе, которая была сооружена Дарием Великим между 520 и 515 гг. до н.э. Здания, развалины которых сохранились до наших дней, возведены Дарием и его преемниками: Ксерксом (правившим в 486 - 465 гг. до н.э.) и Артаксерксом I (правившим в 465 - 424 гг. до н.э.).

Но в мае 330 г. до н. э. Персеполь был захвачен армией Александра Македонского. Овладев Персеполем, он захватил сокровища персидских царей. «Кроме царских дворцов, Александр Македонский отдал на разграбление своим воинам весь город. Они набросились на золото, роскошную утварь и расшитые золотом и выкрашенные в пурпурный цвет одежды. Богатую одежду и дорогие сосуды с высокохудожественной отделкой разрубали мечами на части, и каждый брал свою долю». Восточный дворец Ксеркса был подожжён, и пожар распространился на весь город. Предполагают также, что акция была предпринята в виде мести за сожжение Акрополя во время греко-персидских войн.

В 318 г. до н. э. Персеполь был столицей Персии как провинции Македонской Империи. Однако город потерял своё могущество.

В 200 г. до н. э. город Истахр (Стахр) возвысился в пяти километрах к северу от Персеполя, где обитал губернатор. Истахр стал духовным центром зороастризма. Позднее Истахр какое-то время был столицей империи Сасанидов. Истахр был разрушен во время арабского завоевания, некоторое время использовался как укреплённая крепость.

Состав комплекса

Персеполь был спроектирован специально для проведения представительных царских церемоний. У царя, его семьи и свиты были, конечно, и частные покои, но самая важная роль отводилась приемным помещениям, в особенности аудиенц-залу (Ападане) Дария Великого.

Руины Персеполя

Стены Персеполя имели толщину 4,5 - 5,5 м и высоту от 11,5 до 15 м. Парадный въезд в город украшала огромная монументальная лестница со ступенями восьмиметровой ширины, каждая из которых была вытесана из цельного каменного блока. Лестница насчитывала 106 ступеней, ведущих к «Воротам всех народов», которые возводились при царе Ксерксе I. «Ворота всех народов» представляли собой большой зал квадратной формы с четырьмя резными колоннами. Их «охраняли» скульптуры крылатых быков с человеческими головами. Надпись в верхней части лестницы-входа сообщает, что зал был построен при преемнике царя Дария Ксерксе I. Эта надпись, как и многие другие, сделана на трех языках: эламском, вавилонском и древнеперсидском.

Ападана

Центром комплекса являлась Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. Платформа занимала площадь 448 X 297 м и была снабжена прекрасно продуманной водопроводной сетью каналов и подземных сооружений. К ней вели две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней - шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на рельефах самой Ападаны: здесь в процессию выстроены представители покоренных народов.

Рельеф – данники, приносящие дары персидскому царю

Многие исследователи давно считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, буквально воспроизводят некое, ежегодно проводимое здесь мероприятие, возможно приуроченное к празднованию Нового года. У восточной двери Ападаны изображен восседающий на троне царь царей Дарий I, за ним стоит наследник престола Ксеркс.

Сама Ападана представляла собой большой квадратный зал размером 60x60 м (3600 м2), окруженный вестибюлями. Высота потолка составляла 18 метров. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась 72 каменными колоннами, 13 из которых сохранились. Зал мог одновременно вместить 10 тыс. человек.

Остатки Ападаны в Персеполе

Трипилон и Стоколонный зал

За Ападаной приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн, по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Оба парадных помещения - Ападана и Зал ста колонн - почти квадратной формы; к зданиям, где они расположены, сзади примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только одни фундаменты. Стоколонный зал был еще больше Ападаны (длина его сторон равнялась 70 метрам). В этих постройках преобладал известняк, но в свое время здесь были еще и деревянные колонны, и деревянные крыши, а также множество украшений: яркие краски, изысканные плитки, золото, серебро, слоновая кость и мрамор.

Тачара

Завершая строительство Ападаны, Дарий принялся за строительство личного дворца. Тачара, что в переводе означает «жилой зимний дворец», - такое имя царь выбрал для своей частной резиденции. Это название написано на южной платформе здания. Сама платформа возвышается над остальной территорией на 2,5 м в высоту. Этот дворец был построен на 1160 м2, справа от Ападаны. Его размеры - около 30 м в ширину и 40 м в длину. Потолок Тачары поддерживали 12 колонн. Дворец был украшен рельефными изображениями. Сегодня от Тачары остались только фундамент, каменные порталы с дверными проемами и нижние части стен с уцелевшими барельефами.

Гарем Ксеркса

В южной части платформы были дворец Ксеркса, жилые и подсобные помещения, а также царская сокровищница, украшенная прекрасными рельефными изображениями Дария и Ксеркса. Наиболее интересным из них является здание, названное первым персепольским археологом Эрнстом Херцфельдом Гаремом Ксеркса. Оно состояло из двадцати двух небольших двух-трех-комнатных помещений, где могли проживать множество женщин с малолетними детьми.

Гробница Дария III

На окраине Персеполя ученые обнаружили гробницу печально известного Дария III, последнего царя династии Ахеменидов. Оставшаяся незавершенной и разрушенная природными условиями, она выглядит забытой и заброшенной. В ней так и не нашлось место телу бесславного царя, её рельефы непрорезаны и схематичны. Этот монумент служит мучительным напоминанием о печальном финале некогда прославленной империи.

Кроме того, на склонах горы, за Персеполем, были найдены высеченные в скале гробницы Артаксеркса II и Артаксеркса III. В нескольких километрах к северу, на другом берегу реки Пулвар, на отвесном утесе находятся гробницы Дария I, Ксеркса, Артаксеркса I и Дария II. Это место называется в настоящее время Накше-Рустам (Рисунки Рустама).

Накше-Рустам – вырубленные в скале гробницы

Но слава Персеполя жива в еще сохранившихся скульптурах. Длинные рельефные фризы на стенах и лестнице изображают людские процессии. Конечно же, это представители благородных родов и чужестранцы, что прибыли на аудиенцию к царю или принимают участие в празднествах, одновременно передавая властителю дань. На подходе к аудиенц-залу Дария можно полюбоваться одинаковыми фигурами левостороннего и правостороннего изображения на разных стенах. На одной из лестниц есть 23 рельефа, где представлены многие подданные империи Ахеменидов. Это изображения 23 представителей народностей, приносящих дары персидскому царю - там и сирийцы, и эфиопы, и лидийцы, и ионийцы, и армяне, и вавилоняне, и скифы... Каждый народ в своей национальной одежде, лица и прически у всех разные, соответственно их типу, и у каждого свои дары.

Изображения персидских воинов, несущих копья

В личных покоях, меньших по размерам, больше раскрыта частная сторона жизни. Здесь есть портреты царских слуг, которые подают полотенца и благовония купающимся и веерами отгоняют мух.

На одном из зданий сохранилось изображение битвы львов (символизирующих добро) и быков (символизирующих зло).

Археологические раскопки в Персеполе начались в 1931 году. Сегодня Персеполь является одним из наиболее хорошо изученных древних городов. Его раскопки практически завершены, ведутся работы по реставрации и укреплению зданий. В настоящее время от него остались только руины, но здесь каждый камень - свидетель и современник великих событий, овеянных мифами и легендами. Развалины Персеполя столь величественны, что и сейчас позволяют нам соприкоснуться с историей 2500-летней давности, почувствовать ее дыхание. Весь комплекс Персеполя, несомненно, представляет большую историческую и культурную ценность, открывая все новые подробности о жизни древних персов. Но, в то же время, весь древний город представляет собой настоящее произведение искусства. Глядя на руины, понимаешь, что это был один из самых роскошных городов, существовавших когда-либо на Земле.

«Persian Shop» предлагает Вам оригинальные кожаные кошельки и зеркальца с рельефным тиснением, а также скульптурки с изображениями персидских воинов и царя Дария Великого.

Колонна с мифологическими существами с телом льва и головой орла

Продолжить