Эмалированные сувениры «минакари»

«Минакари» - это уникальная иранская техника украшения металла и керамики специальной глазурью (эмалью). Традиции изготовления металлических сосудов, покрытых расписной эмалью сложились в Иране несколько тысяч лет назад.

Немного истории

Некоторые эмалированные изделия хранятся в музеях Ирана и за границей, показывая, что иранские художники интересовались этим искусством и использовали технику «минакари» в своей работе с металлом начиная со времен династий Ахеменидов (558 - 330 гг. до н. э.) и Сасанидов (224 - 651 гг.). Эмалированные изделия были настолько хрупкие, что лишь немногие из них сохранились с древних времен. Есть свидетельства о том, что на протяжении Исламской цивилизации, а также во время правления династий Сельджуков (1037 - 1194 гг.), Сефевидов (1501 - 1722/1736 гг.) и Занд (1750 - 1794 гг.) изготавливались выдающиеся эмалированные изделия и тарелки. Наибольшего расцвета искусство достигло в Иране в период 1810 - 1890 гг. во время правления династии Каджаров (1794 - 1925 гг.). С того времени также остались некоторые серьги, браслеты, вазы и золотые тарелки с красивой росписью синего и зеленого цветов. В наши дни это искусство продолжает развиваться, и многие известные художники работают в этой области.

Сувениры «минакари»

Как создают эмалированные сувениры «минакари»

Сегодня «минакари» изготавливается таким же образом и из тех же материалов, как и в древние времена. Центром производства «минакари» сейчас является город Исфахан. При изготовлении изделий в этой технике металлический или керамический предмет окрашивается лазурной краской и расписывается эмалью, затем помещается в печь, и краски закрепляются благодаря высокой температуре. Процесс изготовления достаточной сложный и требует работы сразу нескольких мастеров. Он делится на несколько этапов:

1. Сначала создается основа для росписи (ваза, кувшин, тарелка) из меди, иногда серебра или желтой меди. Наиболее дорогие изделия «минакари» изготавливают из золота, но потом полностью не покрывают эмалью. Раньше в качестве основы использовали плитку, керамику или стекло, но в настоящее время больше всего используют медь, так как она более гибкая и податливая, легче в обработке. Выбор материала очень важен: малейшие примеси желтой меди в красной (или свинца в красной или желтой меди) при обжиге могут привести к изменениям цвета или появлению дефектов в изделии. Традиционные формы для таких изделий - кувшины, графины с крышкой, вазочки, тарелки и блюдца с резными краями, вытянутые конфетницы с изогнутыми краями, а также шкатулки, рамки различных размеров.

2. Затем изделие покрывают белой эмалью и обжигают при температуре 750°C. После этого форму снова покрывают глазурью, и второй раз нагревают в печи. Этот процесс повторяют обычно 3 - 4 раза, причем каждый раз используют эмаль все лучшего качества. Следует соблюдать осторожность, поскольку только вынутые из печи сосуды еще мягкие и могут потерять форму от малейшего прикосновения. В результате белая глазурь должна покрывать сосуд ровным слоем. Как правило, в состав глазури входят: кремний, магний, калий, свинец, драгоценные камни, полевой шпат, каолин, цирконий, борная кислота и олово.

Изготовление сувениров «минакари»

3. Теперь покрытый эмалью и обожженный сосуд готов к росписи. Дизайн изделия уже зависит от художника.

В прошлом, когда техника «минакари» была не так распространена, в ней использовали только растительные и минеральные краски. Но в настоящее время также используют химические красители, оксиды металлов.

Чтобы получить определенные цвета, используют такие материалы:
1) Белая глазурь: олово, свинцовый хрусталь, кремень;
2) Бирюзовый цвет: олово, свинцовый хрусталь, кремень, медь;
3) Желтый цвет: оксид железа, оксид олова, оксид свинца;
4) Черный цвет: оксид железа, диоксид марганца, свинец, оксид кобальта;
5) Красно-фиолетовый: хрусталь, аммиачная селитра (нитрат аммония), растворенное золото;
6) Зеленый цвет: медь, флинтглас (кремниевое стекло), хромат свинца;
7) Коричневый цвет: оксид хрома зеленый, окись железа, окись цинка;
8) Синий цвет: оксид кобальта, оксид цинка, кремний.

Кроме того, для росписи необходимы различные фиксаторы. Все краски, разумеется, огнеупорные.

Роспись изделий «минакари»

Традиционные синие и зеленые узоры стиля «эслими» используются тысячи лет. Сейчас в роспись «минакари» также часто добавляют коричневый, желтый, красный цвета. Основные мотивы для росписи - различные узоры, цветы, птицы, иногда и персидские миниатюры. Процесс росписи также состоит из нескольких этапов: нанесения фонового цвета на сосуд, нанесения тонких узоров, прорисовывания мельчайших белых элементов.

Иранский мастер

4. После росписи эмалированный сосуд снова отправляют в печь для закрепления краски. Температура печи зависит от типа использовавшейся краски, но в этот раз она меньше, чем прежде, и составляет около 500 - 600°C. После обжига сосуд приобретает особый блеск. В конце изделие внимательно осматривают. Края изделия, к которым мастер прикасался во время работы, дополнительно обрабатываются красками.

Критериями, которые влияют на качество эмали, являются: выбор подходящего металла, качество обжига, украшение, и, наконец, изящность и аккуратность художника.

Советы по уходу за эмалью

Следует избегать механических ударов изделия, аккуратно осуществлять его транспортировку, чтобы не повредить его поверхность. Эмаль можно мыть в теплой воде с губкой, так как она покрыта сверху прозрачной глазурью.

Предлагаем Вам также почитать интересную статью:
Персидская инкрустация «хатамкари».

Сувениры «минакари»

Продолжить