История нард и исторические факты об игре

Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон, тавла, шеш-беш, коша) - настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделенной на две половины. Цель игры - бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Происхождение нард

Нарды - древняя восточная игра, в течение тысячелетий пользующаяся популярностью. Это древнее восточное развлечение, включающее в себя более ста разновидностей. Имя изобретателя и родина этой древней игры скрыты от нас в глубине веков. Был ли это египтянин, перс, грек или быть может индиец? Никто не знает. Мы знаем лишь, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии (в Шахри-Сухте) и датируется третьим тысячелетием до нашей эры. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (15 ст. до н. э.).

Аналог игры в нарды был обнаружен в Древнем Египте

Существует множество мифов и преданий о происхождении нард, однако единого мнения по этому поводу еще нет.

Об этой увлекательной игре писали, в частности, Шах Исмаил Хатаи - основатель государства Сефевидов, великие поэты Физули, Хагани, Насими и Низами, такие корифеи, как Фирдоуси, Саади, Навои и др.

Слово «нарды», возможно, происходит от индийского «нард» - так именуют редкое растение, из сока которого приготовляли ценные благовония и ароматические масла.

Следует знать, что нарды - не только игра в целом, но и специальная доска, используемая в качестве игрового поля. Родиной нард, по одной из легенд, считается Древняя Персия.

Одна из легенд гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр (Бозоргмехр) - советник персидcкого царя Хосрова I Ануширвана (509 - 579 годы н.э.), не только легко справился с этой задачей, но и изобрел свою игру, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Бозоргмехр придумал и послал своим оппонентам новую игру - нарды (нэв-ардашир - в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).

Родиной нард, по одной из легенд, считается Древняя Персия

Игра в нарды стала в Персии настолько популярной, что даже мудрейшие мужи пытались предсказывать по ней будущее и судьбу династий. Так говорит одна из многочисленных легенд.

В Персии, в III тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек - 12 месяцев в году, деление доски на 4 части - времена года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек - число лунных и безлунных дней месяца. Сумма очков на противоположных гранях кости - 7 - была равна числу планет, известных в то время.

Доска и шашки изготавливались обычно из камня или дерева, а кости вырезались из камней, костей или лепились из глины. Разумеется, древние доски имели другой вид, отличающийся от современного: одна из досок была найдена в городе Ур, бывшей столице Месопотамии. Каждая доска состояла из 12 клеток, которые размещались в ящиках по 6, ящики же, в свою очередь, объединялись по два.

Древняя доска для игры в нарды

Другая версия о происхождении нард пришла к нам из Древнего Египта. Комплект для игры в нарды был найден в гробнице Тутанхамона. «Сенет» - так называлась игра-предшественница. Она состояла из доски и игральных фишек. Судя по всему, правила несколько отличались от тех, к которым мы привыкли в современных нардах, но основной принцип сохранялся: нужно было как можно быстрее переместить свои фишки на противоположную сторону доски, сковывая действия противника.

«Сенет» – игра-предшественница нард

Позже нарды стали распространяться по Европе. В разных странах эта игра называлась по-разному. Иногда это название означало просто «настольная игра», как у испанцев - tablero, итальянцев - tavola reale, турок - tavla; иногда это были собственные названия: у греков - diagramismos, французов - trick-track и backgammon - у англичан. Другое название игры в нарды - жакет - получило распространение в Англии и Франции в XIX веке. В Месопотамии персы (современный Ирак, Иран и часть Сирии) называли эту игру «Тахте Нард» или «Тахте», что в литературном переводе означает «битву на деревянной доске».

Но наиболее древнее имя игры это просто «Таблица» или «Королевская таблица» (Table, Royal Table). Табула для римлян, Тавли для греков, Тавола Реале для итальянцев, Таблас Реалес для испанцев и даже Tables для Англичан, которые могли быть в числе тех, кто играл в эту игру. Все эти игры отличались от современной игры в короткие нарды, поскольку не существовало правила куба, которое было добавлено позже. Вместо фиксированных позиций на доске шашки расставлялись в соответствии с брошенными костями.

Распространение нард в Европе

В Западной Европе распространение игры связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов 12 века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась трик-трак (вариант игры, в которую играли люди из высшего сословия). Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды. Изначально игра в нарды считалась королевским развлечением. Но постепенно она стала популярна во всех слоях общества. Интерес к нардам очень возрастал на Среднем Востоке и в средиземноморских странах. Когда нарды пришли в Россию, точно не известно. Явно лишь то, что во времена Ивана Грозного нарды точно существовали, об этом говорит и украшенная доска самого царя, которая хранится в Оружейной Палате в Кремле. На протяжении веков игра стала хорошо известной во всем мире, но она никогда не была столь популярна, как в наше время.

Хотя корни нард уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард». Название backgammon впервые упоминается в 1645 году. Всех предшественников современных нард объединяло отсутствие так называемого правила куба, которое было введено в Соединенных Штатах в 1931 году и стало официально признанным в Международных Правилах игры в нарды. В 1920 году в США неизвестный игрок предложил использовать в игре на деньги «куб Даве» (или куб удвоения ставок) - красный кубик с нанесенными на его стороны цифрами 2, 4, 8, 16, 32 и 64. Он упрощает повышение ставок в процессе игры - каким числом он был повернут вверх на момент окончания игры, во столько раз и умножается первоначальная ставка. Нововведение прижилось, и теперь даже в международных турнирах с призовым фондом в тысячи долларов пользуются «волшебным кубиком».

На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью не только на Ближнем Востоке, но и во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард и проходят международные турниры.

Распространение в мире

Нарды особенно распространены:
● на Востоке (Иран, Сирия, Турция, Израиль);
● в государствах Закавказья и Кавказских регионах России (Армения);
● в Средней Азии.

Почему нарды столь популярны на Востоке?

Есть два важных фактора популярности игры. Первый - это возможность играть на ставку, то есть нарды часто служат достаточно экстремальным (по меркам персов) развлечением, результат которого в достаточной степени зависит от удачи и ума игроков. С помощью нард в старину решались споры: победитель диктовал свои условия побеждённому. Кстати, именно по этой причине ни в одной из версий правил нет возможности ничьи: никаких спорных ситуаций с определением выигравшего нет.

Второй важный аспект популярности игры - это практически мистическое значение нард для каждого выходца с Востока. Игра символизировала движение звёзд и служила предметом гаданий. Позже игра в нарды стала своеобразным психологическим тестом, позволяющим раскрыть незнакомого человека и быстро найти с ним общий язык.

Почему нарды часто выбирают в качестве подарка?

Существует поверье, что получить в подарок нарды - это к успеху в бизнесе. По этой причине каждый бизнесмен будет рад принять эту игру. Некоторые эксклюзивные наборы нард стоят целое состояние: их цена складывается из стоимости драгоценных материалов и ручной работы ювелиров.

Иранские нарды – отличный подарок

Инвентарь для игры в нарды

● Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта - по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета - чётные в один, нечётные в другой.
● Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.
● С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления фишек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют фишки на стол сбоку от доски (рядом с домом).
● Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нард, где можно бить фишки противника, сбитые фишки выставляются на бар.
● Каждый игрок имеет набор фишек - 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше фишек).
● Существует по меньшей мере одна пара костей, которые в контексте игры называются «зары». В наборе может быть две пары костей - у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» - дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок - на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.

Правила игры в нарды

Правила игры несложные, хотя поначалу могут показаться запутанными. Но со временем, когда Вы освоите игру, она покажется Вам простой и увлекательной. В нарды можно играть как на интерес, так и на деньги.

Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры три - длинные, шесть-один и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:

● Игроки ходят по очереди.
● Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.
● Право первого хода разыгрывается броском костей - каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.
● Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые: зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторён.
● За один ход делается от одного до четырёх передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую - на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем - на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4, потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль, паш, куш, кошка), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя - можно только на полные 4).
     - В варианте игры «гюльбар», если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник. При выпадении дубля, если игрок смог сделать все 4 хода, то он бросает кости снова.
     - В варианте игры «бешеный гюльбар» при выпадении дубля игрок делает все ходы от выпавшего дубля до дубля шести (например, при выпадении дубля «четыре-четыре» игрок перемещает одну шашку на 4 пункта, затем другую на 4 пункта, затем ещё одну на 5, ещё одну на 5, одну на 6 пунктов и ещё одну на 6 пунктов). Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
● В каждом варианте правил есть некоторые запрещённые перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешённых перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход. Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от неё, даже если данный ход ему невыгоден.
● Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой - обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей. Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.
● Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края - если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.
● Начальное расположение шашек определяется правилами.
● Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.
● Победитель получает за выигрыш от одного до трех очков. Правила начисления очков за выигрыш в разных вариантах нард могут отличаться.

Игра на ставку

Игра на ставку может вестись по любым правилам. В простейшем случае оговаривается ставка за одну игру. Кроме того, могут применяться специальные правила увеличения ставок:

● За обычную победу проигравший платит одну ставку, за марс - удвоенную ставку, за кокс - тройную ставку, за «домашний марс» - умноженную на четыре.
● Увеличение ставок по требованию игроков. В этом случае любой игрок может перед своим ходом предложить поднять ставку. Противник должен либо согласиться и играть дальше, либо отказаться и признать себя побеждённым. Если один игрок поднял ставку, то право следующего подъёма переходит ко второму игроку. Обычной практикой является удвоение ставок, но по договорённости может применяться и увеличение ставки в арифметической прогрессии (1, 2, 3...). Для удобства в игре с поднятием ставок используется куб удвоения. Когда игрок поднимает ставку, он берёт куб удвоения и ставит нужной гранью, показывающей коэффициент увеличения ставки, кверху. Его противник при этом должен либо принять удвоение ставки, либо сдаться, заплатив оговоренную вначале игры ставку.

Игра в нарды

Комбинации

Шиком при игре считается называть комбинации по-персидски:

• ду-шеш - 6:6
• ду-беш - 5:5
• дур-чар - 4:4
• ду-сэ - 3:3
• ду-бара - 2:2
• яган - 1:1
• шеш-беш - 6:5
• шеш-чар - 6:4
• шеш-сэ - 6:3
• шеш-ду - 6:2
• шеш-як - 6:1
• пянджи-чар - 5:4
• пянджи-сэ - 5:3
• пянджи-ду - 5:2
• пянджи-як - 5:1
• чари-сэ - 4:3
• чари-ду - 4:2
• чари-як - 4:1
• сэ бай ду - 3:2
• сэ-як - 3:1
• ду-як - 2:1

«Persian Shop» предлагает Вам резные иранские нарды ручной работы. Среди других азартных игр нарды занимают особое место. Это одна из самых интересных и увлекательных игр, и в настоящее время она становится все более популярной. В нарды играют во многих странах мира. Нарды - это уникальный мир, со своеобразными красотой, логикой, философией и законами.

Предлагаем Вам также почитать интересную статью:
История шахмат и исторические факты о шахматах.

Продолжить